Сходил я на Спартак.  Не на футбол, а на балет в Мариинский театр-2. В старое здание идти уже больше не хочется. Давали балет 3 дня подряд и я был на третий день. Всего после восстановления Спартак давали 18 раз за 4 года, что нечасто. В балете задействована большая труппа, как женская (не меньше, чем в Жизели)  и мужская. Хореография Якобсона, а не Григоровича и это важно понимать при покупке билета.

Предварительные замечания о самом балете на музыку Хачатуряна. Музыка и либретто дает прекрасную возможность продемонстрировать как мощь танцоров (гладиаторские бои, сражения), так чувства (нежность, любовь, коварство) в женских партиях. Театр может продемонстрировать большую труппу и великолепные декорации на триумфе Красса, так и в вставные номера на пьянке с гетрами и на пире у Красса.

3 действия (30+20+80 минут), не равнозначные по времени и по впечатлению. С частой сменой декораций, на время смены декораций демонстрируется либо немая(без движения) сцена с участием артистов либо фотография последней сцены (очень контрастная, сепия). Впечатляет, сделано очень здорово.

Действие первое: триумф Красса - великолепия декораций, костюмов, большая труппа. Декорации и костюмы радуют глаз. Танцев - нет. Хорошая демонстрация техники хождения (вспоминается Баядерка). Сцена продажи рабов - не впечатлила. Гладиаторские бои, как-то хиленько по нынешним временам поставлены. Нет мощи и нет веры в мастерство Спартака, как воина. “Где танцы?”, вопрошали неподготовленные зрительницы.

Действие второе: Сатурналии и восстание Спартака в гладиаторской школе Лентулла. Наконец-то начинают танцевать.

Действие третье: в лагере Спартака, включая пьянку с гетерами, Разлад Спартака с соратниками, пир у Красса (со вставными номерами - сделано очень красиво. Прощание Фригии и Спартака, последняя битва Спартака и его гибель (хоть и мечи бутафорские, а искры от ударов мечей - летели). Оплакивание Фригией Спартака.

Дирижирует им в мариинке только армянский дирижёр Карен Дургарян, как-будто музыку Хачатуряна могут дирижировать только армяне. Мне понравилось исполнении музыки.

Шел на Екатерину Кондаурову и Юрия Смекалова.
Ну да, ладно. Перейдем к балету. Технически он не сложен, больше упор идет на изображение чувств.

Кандаурова танцует Эгину, а не Фригию, как бы хотелось. Кондаурова - великолепна. Вроде бы и роль не самая главная. Ей веришь. В сцене встречи с Гармодием (соратник Спартака) после Сатурналий она играет роль собланительницы-коршуна. Такая сожрет и не поперхнется. Вторая встреча с Гармодием была на пьянке с гетерами. Пьянка, как пьяка - ничего особенного. Зато как она соблазняла (динамила) Гармодия в лагере у Красса. Такая динамщица лифчик (упс - тунику) не снимет, а проблем с ней потом не оберешься. И как её поведение изменилось, когда она пришла на пир Крассу. Прекрасно станцевала Эгину. Даже не жалею, что не был на балете, когда она танцевала Фригию (1й день). В этой роли у нее больше возможностей придать персонажу разных красок.

Смекалова я давно хотел увидеть в главной роли. Увидел и разочаровался. Нет харизмы, лидерства. За этим Спартаком в бой гладиаторы могут идти только из под палки режиссёра. Не боец, в лирический сценах - так себе. Не верю в такого Спартака. Грешу в основном на хореографию Якобсона. Надеюсь, что увижу его в роли более технически сложной.

Фригию танцевала Дарья Васнецова. Очень нежная Фригия, блестяще станцевала встречу со Спартаком после Сатурналий. В её танце есть и любовь и рассказ о страданиях. Дальше пойдет по нисходящей. В сцене прощания со Спартаком, ну нельзя нести щит словно корыто с водой. Где почитание оружия? Щит ведь защитник любимого. Поиски тела Спартака и горе изобразила правдоподобно, но искры в танце - нет.

Гармодий в исполнении Зверева блеснул только в конце, когда его убивают на пиру Красса (почти как в опере, его убили, а он еще пару минут танцует). В основном он подыгрывал или помогал блистать Эгине(Кондаурова).

Красс в исполнении С.Кулаева импозантен и величествен. Правда эту роль может сыграть любой балерун предпенсионного возраста. Танцев у него не каких. Хоть и роль 4я по списку, а сложности доступна любому статисту с хорошей физической формой. Более заметна роль и интересней роль вольноотпущенника (Баймурадов).

Список исполнителей гигантский - 52 (не считая неупомянутых солисток и солистов балета). Всех не упомянуть. Вставные танцы, как всегда поставлены и исполнены на высоком уровне. Иногда очень красиво. Хотя бывал рассинхрон у кордебалета. И это-то на третий день.

Update: посмотрел(хоть и в записи) балет Спартак в постановке Григоровича, не зря ему дали Ленинскую премию за Спартак. Мужественый Спартак, герой, лидер. Превосходная постановка.

Подводя итог. Как ни странно, получился балет более женский, чем мужской. А ожидал преобладание мужественного начала, над женским. В идеале было бы надо соединить обе постановки в одну - было бы идеально. Версия Григоровича для любителей классического балета (атлетичного, мужественного), а версия Якобсона для чувственного танца (женский).

Рекомендуется к просмотру только в исторических целях. Танцуют не на пуантах (!), а в сандалях. Это скорее танцевальная пантомима, а не балет, как и было задумано Якобсоном. Сексуальный подтекст в танцах, наверно, вызывал большой интерес в 50-60х годах, но не сейчас.