Недавно стартовало совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», на котором выступил патриарх Кирилл. Само выступление можно прочесть на сайте патриархии. Хотелось бы привести несколько цитат из выступления.

И вот представьте: у нас будут компетентные специалисты в разных областях знания, науки и культуры, за исключением… специалистов в области религии — в то самое время, когда 80% населения крещено в православной вере и 69% населения России заявляют, что они имеют связь с Русской Православной Церковью. Добавьте к этому более 10 млн. мусульман. И получается, что абсолютное большинство людей, граждан нашей страны, имеет отношение к религии, а научного изучения религии в высших учебных заведениях практически не существует. Не существует такой важной сферы знаний, исторически возникшей и включенной в университетские программы Западной Европы, как теология.

Крестят в основном в бессознательном возрасте. Без спроса ребёнка. Такова наша традиция. А связь с православной церквью подразумевает что? Заход в церковь на пасху, по случае смерти родственника или коллеги по работе, поставить свечку? Или вера в бога? Некое передергивание получается. Большинство моих знакомых верующих в бога с трудом могут разобраться в догматах православной церкви и имеют такие взгляды, что в средние века их ждал костёр, однозначно. На счет научного изучения религии я с патриархом я согласен, но за чем это надо знать всем и сдавать экзамены? Для простого человека достаточно прочесть книгу по истории религии (популярную, но автор должен быть не священник). А не тратить на это пару семестров. Был же курс научного атеизма в ВУЗах. У нас он был на 5м курсе один семестр, раз в неделю.

Теология в высшей школе, то есть на высоком академическом уровне, соответствующем научному уровню гуманитарных и общественных дисциплин, — это и противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма, который обычно развивается спонтанно, бесконтрольно и способен охватывать массы людей.

Радикализму наплевать на то, что будет или не будет преподаваться теология. Постсоветская история - яркий пример тому.
Время-то не резиновое.

Но богословско-пастырское образование имеет свои цели и свою специфику. Занятия богословской наукой далеко не всегда можно сочетать с пастырским служением. А компетентными богословами, способными развивать богословскую науку и доносить знания, в том числе о православной вере и церковной традиции, до широкого круга людей, могут быть не только священнослужители.

Мне пришлось пройти курс марксистко-ленинской философии и научного атеизма во время обучения в Университете и сдать кандидатский экзамен по этой дисциплине. Изучение марксистко-ленинской философии и богословских дисциплин не сильно отличается по своей форме и нужности для последующей работы. Сейчас есть два ненужных курса - философия и культуроведение и к ним еще добавить третий курс. И образование сейчас сократили до 4х лет. Когда учить студентов общим научным знаниям и специальности.

Введение общеобязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах — это важная веха на пути искоренения религиозной безграмотности среди нашего населения. Но спросим себя: кто сегодня преподает этот предмет в светской школе? Иной раз преподавателем основ религиозной культуры оказывается человек, имеющий очень поверхностные и приблизительные знания о своем предмете. В этих условиях создание кафедр теологии в светских вузах становится особенно своевременным и востребованным.

Нет предмета - нет проблемы. Лучше бы русскому языку и математике учили лучше.

Итак, достижения есть, и их немало. Но есть и серьезные проблемы, которые мы должны обсуждать, чтобы найти пути их решения.

Начнем с того, что до сих пор иной раз раздаются публичные протесты против преподавания теологии в высшей школе. Некоторые представители научной общественности снова говорят о «клерикализации» образования. Говорят, что теология в вузе противоречит Конституции, и при этом проводят параллели с советским временем, с присутствием партийных организаций в государственных учреждениях.

Противоречит Конституции и теология не является наукой. А её  приведет к дальнейшему росту антинаучных взглядов.  С одной стороны бог создал мир за 7 дней, а с другой стороны теория большого взрыва, эволюцию животного и растительного мира. Сказки изучать не хочется. Мне мифы древней Греции больше понравились.

Так, на текущий академический год по конкурсным процедурам на всю страну было выделено всего 189 бюджетных мест для студентов-теологов, что, конечно, нельзя считать достаточным, особенно в связи с потребностью преподавания Основ религиозной культуры и светской этики.

Цифра в скором возрастет наверно.

Согласно мировой практике, теологи завершают свое профессиональное формирование, защитив научную диссертацию и получив научную степень. Наши теологи получают общепризнанный, государственный диплом и становятся специалистами в своей области, но дальше двигаться они не могут..

ВАК достаточно консервативная организация и надеюсь ей и останется

Нам говорят, что в научном сообществе нет консенсуса по вопросу о том, является ли теология наукой. Думаю, что в данном случае, опять же, действует инерция советского времени — теперь уже скорее психологическая, чем идеологическая. Среди представителей естественно-научных дисциплин есть и те, кто не считает наукой такие предметы, как философию, литературоведение и т.д.

Явно передернутая фраза. Может и есть единицы, но дураков везде хватает.

У членов научного сообщества, включающего и естественников, и гуманитариев, нет единого критерия научности.

Это как??? Есть такой раздел методология науки, ученые его, конечно изучать ленятся, а вот основные идеи в жизни используют. Кратенько:

  1. Проверяемость и воспроизводимость
  2. Принцип фальсификации, то есть любую теорию надо и можно попробывать опровергнуть (читаем Поппера)
  3. Есть еще теорема Геделя, но это немного сложновато для понимания неподговленному читателю.

По пункту 1 и 2  теология проваливается как наука.

Сегодня многие наши богословы проводят исследования, которые в полной мере соответствуют требованиям и критериям, предъявляемым к научным исследованиям в различных областях светской науки, в том числе мировой.  В то же время существуют формальные требования к написанию и защите диссертации, которые являются общими для естественных, гуманитарных и общественных наук. Высшая аттестационная комиссия фиксирует соответствие любого диссертационного исследования этим требованиям.

Научная новизна и практическая значимость? Не удовлетворит требованию ВАК. Правда и многие работы по философии и политологии тоже не удовлетворяют требования ВАК и критерию научности, но это детали.

Об этом, в частности, свидетельствует опыт недавно созданного Общецерковного диссертационного совета. Надеюсь, что вопрос о внесении теологии в номенклатуру научных специальностей ВАКа будет решен положительно.

ВАКу - ваково, а  богу - богову.

Сегодня мир переживает кризис, как уже не раз переживал на перекрестках истории. Многие общества находятся в турбулентном состоянии.

Недостаток общего образования у патриарха. Турбулентность слово  красивое.Турбулентность не имеет никакого отношения к обществу, это относиться к движению жидкостей и газов.

Если следовать логике, то есть ламинарное состояние общества:grin:

Духовные ценности содержатся в традиции, в долгом историческом опыте народов, они заложены в культуру, в повседневную жизнь людей. Они связаны с духовным опытом, с опытом различения добра и зла, который лежит в основе христианской цивилизации и без которого невозможно подлинное развитие культуры и, в первую очередь, искусства. Когда общество утрачивает способность различать добро и зло, тогда наступает кризис литературы, изобразительного искусства, о чем мы все можем сегодня очень конкретно говорить на примерах многих и многих стран.

Да, духовные ценности во многом связаны с религией, но мир меняется и те ценности, которые были в средние века отторгнуты современным обществом (за следованием тем древним нормами можно и срок получить) . А про искусство сказать очень просто, кто платит, тот и заказывает музыку.