Сходил в БДТ на спектакль “Двенадцатая ночь”. Давно в нем не был с 80х годов.

И так театр начинается с декораций. Цитата из анонса:

На сцене возникают чудесной красоты виды каналов, мостов, морских далей – то ли видения сказочной страны Иллирия, то ли мечты о карнавалах Венеции, то ли сны белых ночей Петербурга - врут, нагло врут, не будет этого там.

А декорации к этому спектаклю никакие, то есть в театре при ЖЭКе лучше. Костюмы – Англия начала двадцатого века, но играют Вильяма Шекспира, почему не одеть актеров в средневековые костюмы? Пьеса написана в 1601. году. Отличная и главное очень новая идея перенести действие шекспировской пьесы куда-нибудь к нам поближе. Видели и не раз, и всегда это приводило к печальным результатам. Текст сразу вошел в противоречие с костюмом. Знаменитые желтые чулки Мальволио с подвязками крест на крест заменили на бледно- желтые носки с подтяжками для носков.

Звуковое сопровождение еще хуже: поездка на трамвае и тут же реплики о пиратах, хруст снега под ногами. Вот до чего же доходит режиссерская мысль превалирования формы над содержанием.

Пьеса, как ни странно – это комедия, но зрители смеялись лишь иногда и нормальный смех появился лишь в конце. Уж чего казалось проще сыграть комедию, ан нет не получилось. Кто виноват актер или режиссер не понятно, но по аналогии с футболом виноват всегда тренер. Актеры должны либо жить на сцене, либо лицедействовать, но второму, на мой взгляд, актеры явно не научены, либо им надоело играть сию пьесу.

Персонажи пьесы делятся на лирических и откровенно комедийный (фарсовых). Ни те и не другие роли свои не вытянули. Исключений два: Алиса Фрейндлих в роли бесполого шута, она пой сей день играет так, что как и надо играть. Поддерживать свой уровень всегда и везде. Пишут, что короля делает свита, но здесь роль королевы не очень большая и Фрейндлих одной не вытянуть одной спектакль. А свита здесь не на уровне. Порадовал гротескными великолепным  исполнением сэра Тоби В. Захаров из театра на Литейном. Остальные роли Мальволио, Сэр Эндрю Эгьюйчик и Фабиан – никакие. Отвратно выглядит идея выхода выпивох с кружками пива на сцену. Никак это не обыграно.

Граф Орсино – никакой, не рыба, не мясо – пустое место в спектакле, как и брат Виолы Себастьян (Реутов и Аршинников). Виола в исполнение М.Лавровой на уровне среднего захолусного театра. Ну не может она сыграть роль девушки переодевшейся в парня. Ну не получается. Не комедийная она актриса.

Это комедия и в каком-то смысле комедия положений, но не обыграно это в спектакле. Почему?

Кстати Виола не переоделась в блестящее женское платье.

Герцог

Догнать его, уговорить на мир,

Он должен рассказать о капитане.

Когда узнаем все, для нас наступит

Златое время сочетанья душ

На брачном торжестве. А между тем

Я остаюсь у вас в гостях, сестрица.

Цезарио, пойдем! Ты будешь им,

Пока ты муж: перемени костюм -

И будь любви моей царица!

Все уходят.

Далее заключительная песенка в одиночестве шута ( Ау!!! Где она. Была ли она в спектакле . Забыл – наверно не было) . Сколько же еще там переделок в пьесе было – не знаю, надо было перечитать перед походом в театр. Классика на то она и является классикой, что её не надо переделывать.

Общее итог таков, театр сменил имя, ушли Актеры в вечность, а замены им не пришло. Молодые еще не тянут. При Товстоногове актёры были с харизмой, они играли и как! Молодежь 70-80х выросла, но уровень их как был средненьким, так им и остался.

Сейчас БДТ напоминает мне театр уровня театра комедии 80х. К сожаленью. Нет великих актеров, нет актеров с харизмой, которые бы тянули не себе постановки. Один актер (точнее актриса не вытянет).